Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Богана

Борисоглебский район, село Богана, ул. Ленинская 54

История

История

Деревянный Покровский храм с. Богана Священномученик Кирилл (Смирнов) Каменный Покровский храм с. Богана

Фото 1 - Деревянный Покровский храм с. Богана. Начало ХХ столетия.

Фото 2 – Священномученик Кирилл (Смирнов).

Фото 3 - Каменный Покровский храм с. Богана в наши дни.

Из «Обозрения Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, Епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году»

59. Боганы. В приходе этого села считается 787 домов и до шести тысяч прихожан обоего пола; прихожане все православные. Приходский храм, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устроен в виде шатра в 1874 г. на средства прихожан; зданием он деревянный, двухпрестольный просторный, холодный и бедный; содержится весьма неопрятно. Церковный хор плохой; общего пения не имеется.

В приходе села Боганы имеются две одноклассные школы: церковно-приходская женская и земская мужская. Обе школы имеют собственные хорошие каменные здания. В церковной школе обучаются сто девочек; успехи их по Закону Божию найдены слабыми, по другим предметам удовлетворительными. Успехи по Закону Божию в земской школе так же, как и в церковной, слабые.

Боганским прихожанам Его Преосвященством было преподано назидание, приблизительно, следующего содержания. «В нашем храме и за престолом, и на этой стене, когда оборачиваешься лицом к западу, помещены изображения, на которых видное место занимает Господень Креститель Иоанн. Здесь на стене изображен тот случай, когда Креститель Иоанн сказал: «се Агнец Божии, вземляй грехи мира», а на алтарной стене он изображен перед Господом Христом вместе с Божией Матерью, предстоящим на молитве за весь род человеческий. Личность Святого Иоанна Крестителя так велика, и совершенное им, так близко касается нас, что нужно чаще вспоминать о нем. Он проповедывал людям учение о Христе, сходил с проповедью о Нем во ад, и теперь молится за нас пред престолом Божиим. Но если бы вы дали себе отчет, о чем он проповедывал во время жизни, то увидели бы, что вся его проповедь сводилась к одному: «покайтесь». И теперь, предстоя пред престолом Божиим, он смотрит, исполняется ли его проповедь о покаянии. Покаяться это значит признать свое греховное состояние и желать лучшего… Мы очень часто позволяем себе творить дурные дела. Нужно в них покаяться и исправиться. Если хотим получить спасение, то будем знать, что без покаяния его получить нельзя. Господь говорил: «должно делать пока день; придет ночь, тогда никто не может делать (Иоан. 9, 4), т.е. делайте, пока живете на земле. Если нужно исправлять жизнь, то только здесь на земле, после смерти исправляться будет некогда, тогда будет суд. Значит, не нужно тратить жизнь даром. Пусть помнит каждый, что жизнь его коротка и ея едва хватит на дела покаяния и никоим образом нельзя ее тратить на дела дурные. Поэтому будем делать дела добрые и вести жизнь благочестивую, и тогда Иоанн Креститель будет свидетельствовать, что мы исполнили его призыв к покаянию. На такую жизнь я и пришел вас благословить»!

Причт села Боганы состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Все они ограничивают свое служение на пользу прихода исключительно отправлением богослужения и треб. Пастыри в церкви не проповедывают и в школах не занимаются. Следуя примеру, и низшие члены причта не проявляют никакой охоты к обучению прихожан молитвам и общему пению. Владыка горячо просил причт, особенно пастырей, заняться религиозно-нравственным воспитанием прихожан путем постоянной церковной проповеди, вне богослужебных собеседований, обучения молитвам, заповедям и общему пению и устройства общества трезвости.

Ключарь, Протоиерей Тихон Поспелов.

Выходные данные статьи: Поспелов Т., прот. Боганы / Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, Епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1912. № 22-23. - Ч. неофиц. - С. 1142-1144.

Об истории возрождения Покровского храма в селе Богана рассказывает Валентина Ивановна Пажитнова - инициатор восстановления утраченной святыни.